Потому что это не только про последовательность, логику, выполнение обещаний (себе, в первую очередь) и т.д., но еще и потому, что это способ повышения концентрации внимания, собранности, сил и энергии. Идеальное состояние для нового дела.
Но какая связь?
Через механизмы памяти.
Память — штука сложная. Память тесно с связана с эмоциями. И эта связка влияет как на физические процессы, протекающие в мозге, так и на общее состояние тела и ума, как результат.
Заглянем в процессы эволюции. Ряд ученых утверждают, что логика развития человека диктовала гораздо большую важность запоминания негативного опыта, чем позитивного. Почему? Потому что это важнее для выживания в агрессивной среде, чем воспоминания о том, как сладко светило солнышко на той поляне. Откуда исходила угроза? Что конкретно она принесла? — вот что было актуальнее пещерному жителю. Нужно было максимально эффективно переработать тревожную информацию, чтобы потом этот файлик достать из ящика в голове и предотвратить нежелательное. Это так называемая «теория мобилизации-минимизации». По ней человек старался максимально глубоко осмыслить, многократно повторить проблему, чтобы подготовленно ее встретить.
Осмыслить, повторить = з а п о м н и т ь. В этом контексте «незавершенка» = неудовольствие = зона тревожности в сознании.
Второе. Есть в механике памяти то, что называется мотивационным компонентом.
Эффект Зейгарник — так называется своеобразное проявление памяти, из-за которого незаконченные действия мы запоминаем гораздо лучше доведенных до конца.
Кстати, Блюма Вольфовна Зейгарник — это наша соотечественница. В 20е годы 20 века она проходила стажировку в Берлине у знаменитого психолога Курта Левина. Впоследствии стала советским психологом, основателем отечественной патопсихологии и одной из создателей факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова.
Как передают историю той стажировки, однажды в кафе Левин обратил ее внимание на занятную закономерность: детали незавершенных заказов официант превосходно запоминал, даже не записывая. А выполнив уже вспомнить не мог. Этим феноменом памяти она занималась и дальше.
Был ряд лабораторные опытов (можете загуглить про пример с 18-22 задачами испытуемым и опросником по результатам). Они показали, что примерно в 2 раза люди лучше запоминаю незавершенные действия.
Почему?
При незавершенности действия намерение остается неосуществленным, и это не проходит бесследно. Появляется некий излишек нереализованной активности (в терминологии К. Левина, «динамическая система»). Он проявляет себя в другом виде деятельности, конкретно — в воспроизведении, в воспоминании (незавершенное действие память «реализует» через воспоминанием о нем).
То есть память нам возвращает «недоделанное», чтобы мы доделали, словно «чиня» сбой в цепочке намеченных последовательных действий.
Вот тут обратите особое внимание:
это срабатывает при двух условиях: первое — фактор мотивации, второе — фактор состояния.
Фактор мотивации
Запоминаются не любые незавершенные действия, а действий, которые являются мотивированными, то есть осмысленными и по каким-то соображениям важные для нас. Пример: всплывает в голове то, что вы до сих пор не оплатили выбранное, то, что уже захотели купить, например робот-пылесос. Или что начали сериал, посмотрели первую серию, вторую, там тааакая интрига — но так и не находите время досмотреть. А недовышитые вышивки, недошитые платья…..Может быть, что в руки год не брали. Но! память эту «незавершенку» будет подкидывать чуть ли не ежедневно. А если хотите еще психологии — такая же штука происходит с так и и не сказанными словами (и по новому кругу проигрывание той ситуации…) или так не закончившимися поцелуями встречами (с мыслями по кругу тоже — блиииин, ну надо было мне первой!). Потому что это тоже — незавершенные, не доведенные до логического конца (по вашему мнению) действия.
Фактор состояния
Когда опыты проводились с испытуемыми в состоянии усталости или в ситуации мотивационного насыщения, эффект не работал. То есть усталость и достаточная удовлетворенность не формирует стремления к завершению.
Выводы? Да, пора и к ним.
Вы читаете статью от эксперта по эффективной организации быта и самоорганизации. Поэтому эту интересную психологическую базу сведу к подсказкам по вашей бытовой конкретике и бытовых висяков в частности. Если вы про что-то помните из несделанного, значит, это для вас ВАЖНО. Даже если вам кажется, что пустяк, терпит, можно потом…. — нет, важно! (и неважно по какой причине важно :)). Идите и доделайте.
Потому что фишка в том, что доделав мы получаем у д о в л е т в о р е н и е.
У мозга — порция дофаминов, у вас эйфория от «я наконец-то это сделала!». Моральное удовлетворение — это абсолютно физическая реакция (выброс гормонов, повышение давления, учащение сердцебиения и дыхания, непроизвольное сокращение мимических мышц и т.п.). Прилив сил, позитивное состояние, энергия и все такое.
И это все ну очень, очень важно в повседневной жизни. Особенно бытовой, про которую многие жалуются, что «нет сил, нет настроения».
Заверши старое = будут силы на новое.
Новое в любой сфере.
Но есть и еще один бонус. Завершать — это очень важная тренировка последовательности. Так вы протаптываете нейронную дорожку — «я довожу дела до конца = я это умею = я получаю удовольствие от этого». Формируете привычку доделывать.
➡️Итак, почему важно завершать старые дела ДО того, как вы беретесь за новые?
✔️Это дает силы на новое✔️Дает позитивное состояние уверенности: гордости за себя, уважения к себе ✔️Формирует привычку доделывать.
P/S/ Если вы проходили «Дом в радость», сразу вспомните, как вы работали с ДЗ «Наполеоновские планы». У многих заданий методологическую базу я оставляю за скобками, дабы не давать расфокус вашему вниманию, когда вы внутри курса. Не рассказываю про все «почему и зачем». Но важный бэкграунд того ДЗ заключается именно в этом эффекте.