Дом, быт, порядок в аспектах «правила дома». Это одна из самых волнующих тем.
Без правил порядка не бывает. При этом установить адекватные и всех устраивающие — сложно. А армия поддерживающих, как правило, невелика.
То, что начать надо с себя — даже не говорю. Если нет никакой системы у самой хозяйки, то ожидать от других ну прям не очень приличная жизнеспособная идея. Но допустим, что мама и папа придерживаются чего-то (и на самом деле, так в БОЛЬШИНСТВЕ случаев бывает, хотя навскидку немногие задумываются, из чего состоит привычное поведение).
А как с детьми?
В чем-то с ними сложнее договориться. Так потому, что осознание в духе «порядок обеспечивает красоту, удобство и темп сборов в школу/на работу, радость от времени дома» — это атрибут зрелости. И «неужели ты не видишь, какой у тебя бардак» на той детской стороне может быть реально невидим, несущественен. Для 4-7-12 лет это норм. Значит, добиваться эмоциональной значимости (пока) нет смысла. А ведь именно на эту борьбу за «идею» порядка уходит прорва сил — и без толку:
«Ну почему ты не убрала?
Ну неужели ты не видишь, как это неудобно, некрасиво!
Мне что, все за тобой самой делать?»
На всю риторику один ответ — не делается, потому что кому-то это н е в а ж н о.
Едино м ы ш л е н и е, едино д е л а н и е невозможно без ЕДИНОЙ базы ценностей, смыслов, отношения. Со взрослыми — искать. Объяснять. Договариваться. А с детьми?
Условимся, что ПОКА вот этого⬆️ единомыслия добиваться не обязательно (то есть можно, но это не ключевая точка приложения сил. И она в том, чтобы просто поступать САМИМ так, как мы хотим в теории от детей). Зато точно можно добиваться соблюдения чего — то простого, понятного, регулярного. ПРАВИЛ.
Очень важные принципы:
1)Жестких правил должно быть МАЛО
2)Они должны быть ЧЕТКО, КРАТКО, ПОНЯТНО сформулированы. Чтобы детям было понятно, не нам, взрослым!
3) Для крепления нужно ПОВТОРЯТЬ. И тут как раз усилия мамы-папы нужны. Поддерживать систему – это работа взрослых. Так же как и обеспечивать общее руководство и регламенты должен директор, а не сотрудник, просто хорошо делающий свою работу с 8 до 17, с перерывом на обед.
У нас такие правила есть, им уже несколько лет (ниже). Значит ли это, что дети вприпрыжку все делать так ежедневно? Не вполне. Но 60-80% результата есть (то бишь 4-5 дней из семи моим дочкам 6 и 12 лет достаточно вечером сказать — девчата, убираемся ко сну. Вы знаете, как надо. Давайте дружно, все как обычно).
В другой день, когда загляну в шкаф (а там все нет так — и возникает настроение поругаться), момент выглядит так:»Дети, напомните, пожалуйста, о чем мы договорились!? Дети (без энтузиазма, но точно по памяти: «вещи класть аккуратно и бережно»…Ну и???». Переделывают.
Даже такие очевидно нужные и понятные взрослым правила дорожного движения не соблюдаются в режиме «ВСЕ И ВСЕГДА». Так что не надо перфекционизма к детям.
Правила упрощают быт (и жизнь). Но установить их — это путь. Ты сначала тратишь время, чтобы понять, что реально важно соблюдать дома для чувства порядка и комфорта. Потом думаешь – а кто что МОЖЕТ сделать? Что действительно ПОСИЛЬНО детям, например, на регулярной основе, без завышенных ожиданий. Потом прикидываешь, кто что будет делать, с поправкой не реальность, в которой время и силы на порядок ну точно не в приорите на фоне прочего (учебы, отдыха, желание как-то по своему провести время).
Итак, обдумали это все – вычленили ключевое ⬇️
- Согласовали с участниками процесса. Оттестили систему.
- Скорректировали (фига-с два все сразу пойдет как по маслу). Пошли на закрепление и повтор.
- Автоматизировали.
Нирвана начинается здесь 1 когда ДЕЛАЕМ и не замечаем. Делаем сбились — ок, бывает, но знаем к ЧЕМУ ИМЕННО надо вернуться. Как чистка зубов.
Если вдуматься – чистка зубов – это такое же правило дня. Ноль отличий. Тут есть смысловая составляющая (здоровье, красота), есть чисто техническая (вот щетка, вот паста, надо делать то-то) есть режимная (утро и вечер). У нас это соблюдаем: взрослые, дети. Причем, чтобы регулярно и хорошо это делать, о смысловой составляющей в целом нет необходимости задумываться.
➡️Достаточно наличия понятного, исполнимого, регулярного правила.