Главная тема сегодня — не про историю, не про культуру, а про к р а с о т у.
Ведь бывают моменты обращения с бытовыми вещами, когда ты можешь ничего не знать о них, но четко почувствовать глазом — как все красиво и гармонично!
Рассмотрите м е д л е н н о. Как это завораживает взгляд: цвет неуловимым лучом уходит то в коричневый жженый сахар, то в карамель, то в глубокий изумруд, то в бирюзу.


А форма! Круг, который вроде бы образует треугольник, но нет. Здесь словно геометрия соседствует… с игрой. Как будто мастер потянул за угол — и масса вдруг застыла, остановив мгновение.
Такое «застывшее мгновение» позволяет создать «гутная техника».
Массовое производство гутных изделий и активные эксперименты с цветным стеклом вообще, задали настоящую моду на цветную стеклянную утварь и посуду в СССР в 1960х-1970х годах. Именно об этом мы поговорим: о цветном стекле, изделиях в гутной технике, но главное - об их современной сервировке в наших домах, моде на винтаж и выгодных покупках
Что такое «гутная техника»?
Это когда из расплавленной стекломассы с использованием стеклодувной трубки, горелок, щипцов, ножниц мастер — выдувальщик создает нужную форму вручную. Мастера работали и через свободное выдувание, и через выдувание в форму. Вот как выглядит процесс.



А вот так выглядит результат. На моих фото узнаваемая вещь тех лет, салатник «Медуза», Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), 1960-е, автор Петр Иванович Зинченко.


Красивый карамельный цвет, универсальная форма. Тогда вещь нашла множество покупателей, поэтому и сейчас это довольно популярный лот на винтажных маркетах. Кстати, на блошиных рынках можно найти существенно дешевле. Цвета тоже бывают разные: видела такую в сиренево-голубом цвете.


А вот например, работы Светланы Михайловны Бескинской, главного художника «Главстекло» Министерства промышленности строительных материалов. Попробуйте предположить, какие годы?


Это 1964 год! Лаконичный набор ваз слева называется «Чешское стекло». А подсвечники справа — это 1969 год.
Появление моды на цветное стекло и гутную технику связано с тем, что в середине века страна искала новых эстетических форм и методов внедрения технологий быстрого производства предметов массового потребления.
Цветное стекольное производство посуды, плафонов на светильники, бытовой утвари (типа ваз и пепельниц) — как нечто новое и передовое — отвечало технологическому духу времени.
Последствия важнейшего постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года (или, как закрепилось, «о борьбе с излишествами»), коснулись не только известного массового строительства («хрущевки» вместо «сталинок»), но и всего декоративно-прикладного искусства (ДПИ). ДПИ — это дизайн всего, чем мы пользуемся в быту — посуда, мебель, рисунок на ткани и т.п. Встала задача, как «идейно» просочетать новую эстетическую форму и общественные задачи.
Было крайне важным наладить быстрые массовые технологии — страна и ее потребности, в том числе бытовые, развивались. В этом смысле, гутное стекло прекрасно тем, что мастер работает, не отходя от печи — и сразу получается готовое изделие, которое не требует дополнительной технологической доработки (росписи, глазурования и т.д, что свойственно для керамической посуды).
Что до поиска новых эстетических форм и языка дизайна, я говорила (вот тут об этом статья с примерами), что 1960-е это настоящий прорыв в области промышленного дизайна, где сплелись многие факторы. Эти факторы — это и большие социалистические стройки и их влияние на дух времени, и масштабная миграция из деревни в город, и рост городов, и укрупнение производств, и рост населения, и послабление режима («оттепель»). Конкретно для ДПИ это отразилось ростом масштабов предприятий, расширением линеек необходимой продукции, внедрением новых технологий. А еще тем, что стало возможным более активное взаимодействие и обмен опытом с зарубежными коллегами. Например, в стекольном производстве значительно укрепились связи с Чехословакией, знаменитой старинными стекольными традициями. Импорт чешских изделий, «богемского стекла», стал значительным. И это тоже задавало моду, стиль, показывало примеры новых форм и эстетики.
Это все привело количественному и качественному развитию этой области производства: к настоящему скачку в появлении цветного стекла в домах СССР.

Как работали в «гутной технике»? Не только изготавливая цельное изделие из одного материала, но и сплавливали между собой отдельные фрагменты и детали. Делали фигурную отделку краев. Создавали узоры из цветных нитей.






Где выпускали такие изделия?
Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), Красный Май (Тверская область), Красный гигант (Пензенская область), Первомайский стекольный завод (Смоленская область), Гусь-Хрустальный (Владимирская область), Неман (Беларусь). Это только самые-самые известные.
Действительно многие заводы стекла и хрусталя СССР (и большинства республик) выпускали гутные и цветные изделия, это было модно и востребовано. Поэтому вы нередко найдете такие такие вещи у себя дома, с удивлением узнав, что это произведено в вашем или соседнем регионе.
Вот, кстати, образец из моего дома. Это фужеры белорусского «Немана» (по счастью, этот завод еще жив и продолжает выпускать изделия, в отличие от большинства собратьев), выпуск периода 70х-80х. Мое наследие от бабушки, память и гордость. Изумрудное стекло великолепной чистоты цвета!

А вот то, с чего началась статья — это пепельница. Иногда ее в интернете продают как конфетницу, и это очень частый предмет на Авито, Мешке, Юле и т.д. Захотите найти — найдете без проблем.


Я купила свою на блошином рынке в прошлом году, еще ничего не зная об этой вещи. Помню, она поразила меня свои волнистым краем из карамельного стекла. Был как раз солнечный день, я взяла ее в руку, залюбовалась игрой цвета …и удивилась значительному весу. Штучка весит около килограмма (1 кг 50 гр, если точно), ее даже тяжело одной рукой держать!
А перед Новым годом увидела ее в «Джентльменах удачи»! Будете пересматривать — обратите внимание на этот момент. Когда происходит разговор со следователем, она стоит на столе.

Расцвет производства цветного стекла пришелся на 1960е -1970е, закат — на конец 1980-х годов. С 1990х по 2000-е известные стекольные предприятия, с уникальными технологиями и разработками, увы, закрылись… Лишь некоторые продолжают жизнь малыми объемами авторских стекольных артелей.
Но сегодня такие изделия вновь становятся популярными среди коллекционеров и любителей винтажа. Потому что остается память и уважение к наследию. И радость пользования!
Цветное "расследование" и новое в сервировке
Как это часто бывает, исследование истории одной бытовой вещи приводит к следующему исследованию. А так как порядок и красота дома НЕ могут НЕ быть сопряжены с регулярной бытовой ревизией и четкому знанию, что у тебе лежит по шкафам, то «раскрутив» для себя историю цветного стекла через пепельницу, я сразу вспомнила, что подобные вещи с особой толщиной элементов, с великолепной игрой цвета у меня ЕСТЬ!
Так привычное заиграло новыми красками. Давно знакомые, но забытые предметы — достались, перемылись — и получили новое назначение! В таких кофейных стаканчиках (где так красиво припаяна ручка с мягким изгибом) классно пить слоистый кофе или банановый коктейль. Здорово смотрится шапка из пены на просвет!


А еще ревизия вещей вдохновила на новое в сервировке.
Как вписать цветное стекло в современную сервировку?
1 Шаг. Оценить — у вас особенный предмет или скорее типовой? Если это просто цветные фужеры, то они могут стать и акцентом, и просто «компаньонами» другим современным предметам. А если у вас есть что-то в гутной технике — это сразу отличная новость! Практически любой предмет в гутной технике — НЕ типовой. Точнее так: даже если типовой по массовому тиражу, НЕ одинаковый по исполнению. Посмотрите на эти вазы. Да, они стилистически похожи, но каждая по-своему неповторима.


Помните технологию? Здесь ручной труд и магия момента: если мастер потянул стекломассу чуть сильнее — вот уже другой завиток, наклон, толщина — и другая игра формы.
Если вас изделие именно своеобразной формы, волшебного перелива цвета, оно требует почетного места.
- Если это функциональная посуда (например, салатник) — то размещайте в центре стола (можно даже сделать подставку для возвышения).
- Если это декоративная ваза, важно разместить ее под хороший чистый свет, дать акцент на предмет в интерьере. Например, расшторить окна, красиво зафиксировать драпировку занавесок, освободить подоконник — так чтобы ваза на просвет стала визуальной точкой внимания и радости. Или выставить на полку с подстветкой.
Если вы готовите дом к приему гостей, то переставить на видное место предмет с особой историей и эстетикой — это хороший ход! Во-первых, это интересная тема для разговора. Гости, особенно если у вас не первый раз, скорее всего сами обратят внимание и спросят о новой примечательной вещице. А если нет — это повод начать гостеприимный вечер с рассказа о чем-то классном.
Может быть, вы захотите найти историю вещи (это не так несложно), связать ее с семейной историей (например, откуда у вас такое изделие) — это добавит в общение богатства, глубины, интереса.
Во-вторых, ощущение «чего-то новенького», даже если это «старенькое», просто поставленное на время в новом месте — это воодушевляющее дело для самой хозяйки! Небольшая перестановка вещей — даже просто для СЕБЯ, не для гостей! — это способ выхода из рутинности быта. Для меня изучение эстетичных предметов моего быта как раз про это — про шрихи НЕрутинности в привычном.
Итак, вы определись, что является центром композиции. Идем на следующий шаг.
2 шаг. Выбор цветовой гаммы. Если вы хотите подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, можно использовать посуду разных оттенков. Однако важно соблюдать баланс: слишком много ярких элементов может перегрузить стол. Попробуйте сочетать яркие акценты с нейтральными цветами, например, с белым фарфором. Или прозрачным стеклом без декора вообще

Миксовать цветное стекло (обычное или в гутной технике) с граненым хрусталем (который по сути — прозрачный) — не лучшая идея. И то, и другое — выразительно само по себе. В смешении (да еще на фоне цветной еды) это будет визуальный перегруз, где все каждое само по себе — примечательное, интересное!, а вместе — разброд внимания.
Когда у нас есть что-то особенное, этому нужна "подсветка вниманием". Подсветка вниманием - это и убрать лишнее.
А вот микс цветов между собой — можно! Это дело настроения и только: выдерживать ли монохром (сервировку в разных оттенках одного цвета: зеленого, синего, красного или любого другого) или взять разные цвета. С точки зрения и стиля, и вкуса, то и то — допустимо.
На последнем застолье я использовала сервировку с разным. Вещи, даже в разных цветах, но исполненные в одно манере, смотрятся гармонично.
Особенно, если что-то поддержано друг другом. Вот тут ваза сине-зеленая ваза «собирает» изумрудный и кобальтовый в других предметах в союз. Ваза — вертикальная доминанта. И цветные всплески ножек фужеров с ней в дружбе!

Посуда из цветного стекла, произведенная в Советском Союзе и ЧСССР (Чехословакии) тех лет, отличается превосходным качеством.
Обратите внимание — это не крашеное по поверхности стекло, а именно цветное по самой стекломассе! Именно поэтому мы можем любоваться замечательной насыщенностью цвета с сочетании с прозрачностью на просвет.
Послушайте, как звучат одни только названия цветов:
- Клюквенное стекло (рубиновое)
- Цитриновое
- Лимонное
- Медовое
- Карамельное
- Кобальтовое
- Александритовое (розово — фиолетовое)
- Марганцевое….
Соединения марганца как раз придают фиолетовый цвет стеклу. А соли кадмия использовали для получения жёлтого.
Кстати, раз вспомнили про Чехословакию — посмотрите на ее произведения. Таких тоже много на винтажном рынке. Может, и у вас такие есть? Вот популярная коллекция «Рапсодия», завод Мозер, Карловарское Стекло (Karlovarske Sklo), 1960-е . Что прекрасно — так это форма! Легко дружит с современными минималистичными интерьерами.



Но вернемся к правилам сервировки.
3 шаг. Учитывайте сочетание с другими предметами и общим интерьером. Цветное стекло не очень хорошо сочетается с деревом, плохо дружит с приглушенным освещением. Это не аксиома, но важно помнить, что когда мы хотим стилизовать вещи максимально гармонично, то лучше всего они смотрятся в окружении предметов и интерьера «родной» обстановки.
На эту тему есть примеры в моей статье про семикаракорскую керамику, которая словно создана для дачных летних посиделок, так дружит стилистика вещей с природой вокруг!
Стекло — это когда-то предмет роскоши. «Родная» обстановка для стекла — это белые скатерти, яркий свет свечей или яркий электрический свет. Все, что подчеркивает блеск граней, торжественность, бережность и внимание. Стекло — это посуда изысканных напитков, которые с м а к у ю т. Сомелье не станет пробовать вино из пластикового стаканчика, потому что цвет вина, например — это фактор оценки, и только прозрачное стекло сможет продемонстрировать напиток.
Это штрихи для понимания, как лучше обставить стол, где стеклянная посуда: лучше под яркий свет, на белую скатертью. И создать атмосферу, когда прием пищи — это и наслаждение, и наблюдение, и внимание к форме подачи и посуде. В общем, трапеза, а не перекус.
Для примера органичной и неорганичной обстановки. Вот у меня замечательная ваза, осталась от бабушки. Бабушка жила в Пензе, а именно в этой местности, в Никольском районе было огромное производство «Красный гигант». Эта ваза оттуда. Я ее поставила на открытую полку у себя в деревянном доме. Казалось бы, видное место. Ан-нет! Стены — темные, свет в комнате — приглушенный. Ваза сразу потухла. Сделала там фото под светом — и даже так не тот эффект! Буду перевозить в квартиру.


P/S/ Вам точно не стоит заморачиваться на тему «у меня деревянный сруб, мне не подойдет сервировка с цветным стеклом». Праздничный сервированный стол воспринимается как отдельный элемент интерьера. Вокруг может быть что угодно (например, просто дача), а стол сервирован как в городской квартирке — скатерть, хрусталь, три ряда приборов и т.п. Это все ок!
Но если смотреть широко на интегрирование цветного цветного авторского стекла в интерьер (и уж тем более — на специальные покупки), учитывайте общий стиль вашего дома. Тогда вы сможете использовать вещи по-разному и часто: хоть на столе, хоть в открытом хранении, хоть в декоре, а не только в редких сервировках.
4 шаг. Расположение предметов в общей сервировке стола. Вот тут настоящая игра! Если есть желание «подсветить» изделие, можно добавить цветной контрастной еды и поставить ярких соседей. Смотрите, как сочетается бордо винегрета с кобальтовой ножкой! Здесь цвета одной насыщенности, поэтому они гармоничны.


К слову, умение сочетать цвета и формы и понимать (не просто чувствовать, а именно понимать головой) принципы гармонии — это супер востребованный навык для домашнего хозяйства. Хозяйки, у которых получается красиво «из ничего», которые словно видят предметы из разных частей дома и вдруг собирают их в неожиданно эффектную композицию, просто пользуются этими законами гармонии (интуитивно или осознанно).
Например, цвета могут сочетаться по насыщенности, яркости или температуре. А формы — по размерам, расположению или соотнесенности друг с другом. И так далее, есть много нюансов. Это работает в организации шкафа, организации порядка на открытых поверхностях, в настройке эстетики хранения и декора, да и в целом в обустройстве дома. Возможно, я как-нибудь сделаю серию уроков про это. Интересно?
В чем ценность советской посуды?
Цветная стеклянная посуда СССР имеет не только эстетическую или прикладную ценность. Это часть культурного наследия нашей страны, которое вдохновляет на создание новых традиций, в современном доме и современном интерьере.
Эти супер-качественные, часто авторские вещи сейчас не особо «модные» лишь потому, что такое было у всех. А еще они не имеют великолепного маркетинга и коллекционной востребованности, как у Cristal d’Arques Paris, Baccarat или Lalique.
Будьте внимательны и обратите внимание на стоимости. Это все актуальные цены из ЦУМа, с сайтов продажи муранского стекла. Они там в тысячах и миллионах!




Печальный факт в том, что в отличие от зарубежных коллег, именитых фабрик СССР больше нет. Нет тех производств, мастеров, объемов, технологий, мощностей. Это все — уже только часть истории. За локальными исключениями.
Что остается возможным? Думаю, САМОЕ ценное И УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ сейчас — это возможность микса старого и нового, возможность современной интерпретации и включения в быт вещей высочайшего качества, которые еще сохранны и могут служить! Коллекционирование таких изделий не только интересно, но пока еще — реально доступно. Еще немного лет — и это все точно подорожает.

То, что есть сейчас у нас дома, на Авито и блошиных рынках — слишком привычно, чтобы осознать, что это — роскошь качества, истории и культуры. Но это она.
Ведь задача современной жизни, современной хозяйки - не "вспоминать старое" (даже с удовольствием от погружения в историю и культуру), а поднять уровень своего сегодняшнего быта на новую эстетику.
Стоило ее отмыть (в рельефном основании был налет старой грязи по завиткам роз) — и о чудо, она засияла как новенькая! И отлично сослужила в новогодней сервировке: классическое сочетание красного и зеленого — главные цвета праздника.



Какие преимущества делают посуду хорошей идеей для винтажной покупки или сохранения?
- Удивительные красивые и вариативные цвета: от насыщенных до нежных пастельных оттенков, от однотонных изделий до цветовых миксов всех ладов.
Можно классно «дособрать» свой интерьер: абсолютно реально вписать новую покупку в имеющуюся цветовую гамму или стиль посуды, выбрать изделие «под вас»
- Разнобразие функций: бокалы, салатники, конфетницы, вазы, пепельницы и мнооооого всего еще.
Можно легко найти полезное. Я всегда за функциональность вещей, поэтому люблю покупать то, что реально будет РАБОТАТЬ у меня в хозяйстве, а не стоять в коллекционной глубине шкафа
- Доступная цена или бесплатность: может, есть прямо у вас дома, в бабушкином или мамином шкафу?
Вспомните, как это здорово — пользоваться качественным, а не разовым.
Выбирать эстетически выверенное и созданное в русле традиций и культуры своей страны, слвоими мастерами, а не типовое случайного завода.
Почувствовать, как это роскошно — есть из красивого, а не из «быстрого».
Возможно, это и есть новая роскошь. Причем, если мерить деньгами, пока роскошь абсолютно доступная.