Цветная стеклянная посуда СССР: секреты стильной сервировки

Главная тема сегодня — не про историю, не про культуру, а про к р а с о т у.

Ведь бывают моменты обращения с бытовыми вещами, когда ты можешь ничего не знать о них, но четко почувствовать глазом — как все красиво и гармонично! 

Рассмотрите м е д л е н н о. Как это завораживает взгляд: цвет неуловимым лучом уходит то в коричневый жженый сахар, то в карамель, то в глубокий изумруд, то в бирюзу.

А форма! Круг, который вроде бы образует треугольник, но нет. Здесь словно геометрия соседствует… с игрой. Как будто мастер потянул за угол — и масса вдруг застыла, остановив мгновение.

Такое «застывшее мгновение» позволяет создать «гутная техника». 

Массовое производство гутных изделий и активные эксперименты с цветным стеклом вообще, задали настоящую моду на цветную стеклянную утварь и посуду в СССР в 1960х-1970х годах. Именно об этом мы поговорим: о цветном стекле, изделиях в гутной технике, но главное - об их современной сервировке в наших домах, моде на винтаж и выгодных покупках

Что такое «гутная техника»? 

Это когда из расплавленной стекломассы с использованием стеклодувной трубки, горелок, щипцов, ножниц мастер — выдувальщик  создает нужную форму вручную. Мастера работали и через свободное выдувание, и через выдувание в форму. Вот как выглядит процесс.

А вот так выглядит результат. На моих фото узнаваемая вещь тех лет, салатник «Медуза», Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), 1960-е, автор Петр Иванович Зинченко.

Красивый карамельный цвет, универсальная форма. Тогда вещь нашла множество покупателей, поэтому и сейчас это довольно популярный лот на винтажных маркетах. Кстати, на блошиных рынках можно найти существенно дешевле. Цвета тоже бывают разные: видела такую в сиренево-голубом цвете.

фото лотов с Мешка

А вот например, работы Светланы Михайловны Бескинской, главного художника «Главстекло» Министерства промышленности строительных материалов. Попробуйте предположить, какие годы?

Это 1964 год! Лаконичный набор ваз слева называется «Чешское стекло». А подсвечники справа — это 1969 год. 

Появление моды на цветное стекло и гутную технику связано с тем, что в середине века страна искала новых эстетических форм и методов внедрения технологий быстрого производства предметов массового потребления.

Цветное стекольное производство посуды, плафонов на светильники, бытовой утвари (типа ваз и пепельниц) — как нечто новое и передовое — отвечало технологическому духу времени.

Последствия важнейшего постановления «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» 1955 года (или, как закрепилось, «о борьбе с излишествами»), коснулись не только известного массового строительства («хрущевки» вместо «сталинок»), но и всего декоративно-прикладного искусства (ДПИ). ДПИ — это дизайн всего, чем мы пользуемся в быту — посуда, мебель, рисунок на ткани и т.п. Встала задача, как «идейно» просочетать новую эстетическую форму и общественные задачи.

Было крайне важным наладить быстрые массовые технологии — страна и ее потребности, в том числе бытовые, развивались. В этом смысле, гутное стекло прекрасно тем, что мастер работает, не отходя от печи — и сразу получается готовое изделие, которое не требует дополнительной технологической доработки (росписи, глазурования и т.д, что свойственно для керамической посуды).

Что до поиска новых эстетических форм и языка дизайна, я говорила (вот тут об этом статья с примерами), что 1960-е это настоящий прорыв в области промышленного дизайна, где сплелись многие факторы. Эти факторы — это и большие социалистические стройки и их влияние на дух времени, и масштабная миграция из деревни в город, и рост городов, и укрупнение производств, и рост населения, и послабление режима («оттепель»). Конкретно для ДПИ это отразилось ростом масштабов предприятий, расширением линеек необходимой продукции, внедрением новых технологий. А еще тем, что стало возможным более активное взаимодействие и обмен опытом с зарубежными коллегами. Например, в стекольном производстве значительно укрепились связи с Чехословакией, знаменитой старинными стекольными традициями. Импорт чешских изделий, «богемского стекла», стал значительным. И это тоже задавало моду, стиль, показывало примеры новых форм и эстетики.

Это все привело количественному и качественному развитию этой области производства: к настоящему скачку в появлении цветного стекла в домах СССР.

Торговый зал нового универсального магазина "Москва" на Ленинском проспекте, 1963 Валерий Шустов/Sputnik

Как работали в «гутной технике»? Не только изготавливая цельное изделие из одного материала, но и сплавливали между собой отдельные фрагменты и детали. Делали фигурную отделку краев. Создавали узоры из цветных нитей.  

Вот тут цветные нити, видите?
а здесь - эксперименты с сплавлением стекла разного цвета
а тут разноцветные накладные слои (нацветы)

Где выпускали такие изделия? 

Ленинградский завод художественного стекла (ЛЗХС), Красный Май (Тверская область), Красный гигант (Пензенская область), Первомайский стекольный завод (Смоленская область), Гусь-Хрустальный (Владимирская область), Неман (Беларусь). Это только самые-самые известные.

Действительно многие заводы стекла и хрусталя СССР (и большинства республик) выпускали гутные и цветные изделия, это было модно и востребовано. Поэтому вы нередко найдете такие такие вещи у себя дома, с удивлением узнав, что это произведено в вашем или соседнем регионе.

Вот, кстати, образец из моего дома. Это фужеры белорусского «Немана» (по счастью, этот завод еще жив и продолжает выпускать изделия, в отличие от большинства собратьев), выпуск периода 70х-80х. Мое наследие от бабушки, память и гордость. Изумрудное стекло великолепной чистоты цвета!

изумрудное стекло

А вот то, с чего началась статья — это пепельница. Иногда ее в интернете продают как конфетницу, и это очень частый предмет на Авито, Мешке, Юле и т.д. Захотите найти — найдете без проблем.

продается в разбросе от 300р до 2000 руб за штуку
видите, здесь другой цвет: с островками синего, зеленого на прозрачном стекле

Я купила свою на блошином рынке в прошлом году, еще ничего не зная об этой вещи. Помню, она поразила меня свои волнистым краем из карамельного стекла. Был как раз солнечный день, я взяла ее в руку, залюбовалась игрой цвета …и удивилась значительному весу. Штучка весит около килограмма (1 кг 50 гр, если точно), ее даже тяжело одной рукой держать!

А перед Новым годом увидела ее в «Джентльменах удачи»! Будете пересматривать — обратите внимание на этот момент. Когда происходит разговор со следователем, она стоит на столе.  

кадр из фильма "Джентельмены удачи", 1971

Расцвет производства цветного стекла пришелся на 1960е -1970е, закат — на конец 1980-х годов. С 1990х по 2000-е известные стекольные предприятия, с уникальными технологиями и разработками, увы, закрылись… Лишь некоторые продолжают жизнь малыми объемами авторских стекольных артелей. 

Но сегодня такие изделия вновь становятся популярными среди коллекционеров и любителей винтажа. Потому что остается память и уважение к наследию. И радость пользования!

Цветное "расследование" и новое в сервировке

Как это часто бывает, исследование истории одной бытовой вещи приводит к следующему исследованию. А так как порядок и красота дома НЕ могут НЕ быть сопряжены с регулярной бытовой ревизией и четкому знанию, что у тебе лежит по шкафам, то «раскрутив» для себя историю цветного стекла через пепельницу, я сразу вспомнила, что подобные вещи с особой толщиной элементов, с великолепной игрой цвета у меня ЕСТЬ!

Так привычное заиграло новыми красками. Давно знакомые, но забытые предметы — достались, перемылись — и получили новое назначение! В таких кофейных стаканчиках (где так красиво припаяна ручка с мягким изгибом) классно пить слоистый кофе или банановый коктейль. Здорово смотрится шапка из пены на просвет! 

А еще ревизия вещей вдохновила на новое в сервировке.

Как вписать цветное стекло в современную сервировку?

1 Шаг. Оценить — у вас особенный предмет или скорее типовой? Если это просто цветные фужеры, то они могут стать и акцентом, и просто «компаньонами» другим современным предметам. А если у вас есть что-то в гутной технике — это сразу отличная новость! Практически любой предмет в гутной технике — НЕ типовой. Точнее так: даже если типовой по массовому тиражу, НЕ одинаковый по исполнению. Посмотрите на эти вазы. Да, они стилистически похожи, но каждая по-своему неповторима.

фото лота с Авито
фото лота с Авито

Помните технологию? Здесь ручной труд и магия момента: если мастер потянул стекломассу чуть сильнее — вот уже другой завиток, наклон, толщина — и другая игра формы.

Если вас изделие именно своеобразной формы, волшебного перелива цвета, оно требует почетного места.

  • Если это функциональная посуда (например, салатник) — то размещайте в центре стола (можно даже сделать подставку для возвышения).
  • Если это декоративная ваза, важно разместить ее под хороший чистый свет, дать акцент на предмет в интерьере. Например, расшторить окна, красиво зафиксировать драпировку занавесок, освободить подоконник — так чтобы ваза на просвет стала визуальной точкой внимания и радости. Или выставить на полку с подстветкой.

Если вы готовите дом к приему гостей, то переставить на видное место предмет с особой историей и эстетикой — это хороший ход! Во-первых, это интересная тема для разговора. Гости, особенно если у вас не первый раз, скорее всего сами обратят внимание и спросят о новой примечательной вещице. А если нет — это повод начать гостеприимный вечер с рассказа о чем-то классном. 

Может быть, вы захотите найти историю вещи (это не так несложно), связать ее с семейной историей (например, откуда у вас такое изделие) — это добавит в общение богатства, глубины, интереса.

Во-вторых, ощущение «чего-то новенького», даже если это «старенькое», просто поставленное на время в новом месте — это воодушевляющее дело для самой хозяйки! Небольшая перестановка вещей — даже просто для СЕБЯ, не для гостей! — это способ выхода из рутинности быта. Для меня изучение эстетичных предметов моего быта как раз про это — про шрихи НЕрутинности в привычном.

Итак, вы определись, что является центром композиции. Идем на следующий шаг.

2 шаг. Выбор цветовой гаммы. Если вы хотите подчеркнуть яркость и разнообразие цветов, можно использовать посуду разных оттенков. Однако важно соблюдать баланс: слишком много ярких элементов может перегрузить стол. Попробуйте сочетать яркие акценты с нейтральными цветами, например, с белым фарфором. Или прозрачным стеклом без декора вообще

цветные изумрудные фужеры - акцентные. В пару - цветные стаканы дымчатого стекла, которые дружат с карамельной "Медузой". Фоном - прозрачные хрустальные гладкие фужеры и белые тарелки. В идеале - можно тарелки и без рисунка. Но у меня черный рисунок дружил с ножками рюмок из черного цветного стекла, поэтому оставила

Миксовать цветное стекло (обычное или в гутной технике) с граненым хрусталем (который по сути — прозрачный) — не лучшая идея. И то, и другое — выразительно само по себе. В смешении (да еще на фоне цветной еды) это будет визуальный перегруз, где все каждое само по себе — примечательное, интересное!, а вместе — разброд внимания.

Когда у нас есть что-то особенное, этому нужна "подсветка вниманием". Подсветка вниманием - это и убрать лишнее.

А вот микс цветов между собой — можно! Это дело настроения и только: выдерживать ли монохром (сервировку в разных оттенках одного цвета: зеленого, синего, красного или любого другого) или взять разные цвета. С точки зрения и стиля, и вкуса, то и то — допустимо. 

На последнем застолье я использовала сервировку с разным. Вещи, даже в разных цветах, но исполненные в одно манере, смотрятся гармонично.

Особенно, если что-то поддержано друг другом. Вот тут ваза сине-зеленая ваза «собирает» изумрудный и кобальтовый в других предметах в союз. Ваза — вертикальная доминанта. И цветные всплески ножек фужеров с ней в дружбе!

Посуда из цветного стекла, произведенная в Советском Союзе и ЧСССР (Чехословакии) тех лет, отличается превосходным качеством.

Обратите внимание — это не крашеное по поверхности стекло, а именно цветное по самой стекломассе! Именно поэтому мы можем любоваться замечательной насыщенностью цвета с сочетании с прозрачностью на просвет.

Послушайте, как звучат одни только названия цветов:

  • Клюквенное стекло (рубиновое)
  • Цитриновое
  • Лимонное
  • Медовое
  • Карамельное
  • Кобальтовое
  • Александритовое (розово — фиолетовое)
  • Марганцевое….😍

Соединения марганца как раз придают фиолетовый цвет стеклу. А соли кадмия использовали для получения жёлтого.

Кстати, раз вспомнили про Чехословакию — посмотрите на ее произведения. Таких тоже много на винтажном рынке. Может, и у вас такие есть?  Вот популярная коллекция «Рапсодия», завод Мозер, Карловарское Стекло (Karlovarske Sklo), 1960-е . Что прекрасно — так это форма! Легко дружит с современными минималистичными интерьерами.

Но вернемся к правилам сервировки.

3 шаг. Учитывайте сочетание с другими предметами и общим интерьером. Цветное стекло не очень хорошо сочетается с деревом, плохо дружит с приглушенным освещением. Это не аксиома, но важно помнить, что когда мы хотим стилизовать вещи максимально гармонично, то лучше всего они смотрятся в окружении предметов и интерьера «родной» обстановки.

На эту тему есть примеры в моей статье про семикаракорскую керамику, которая словно создана для дачных летних посиделок, так дружит стилистика вещей с природой вокруг! 

Стекло — это когда-то предмет роскоши. «Родная» обстановка для стекла — это белые скатерти, яркий свет свечей или яркий электрический свет. Все, что подчеркивает блеск граней, торжественность, бережность и внимание. Стекло — это посуда изысканных напитков, которые с м а к у ю т. Сомелье не станет пробовать вино из пластикового стаканчика, потому что цвет вина, например — это фактор оценки, и только прозрачное стекло сможет продемонстрировать напиток.

Это штрихи для понимания, как лучше обставить стол, где стеклянная посуда: лучше под яркий свет, на белую скатертью. И создать атмосферу, когда прием пищи — это и наслаждение, и наблюдение, и внимание к форме подачи и посуде. В общем, трапеза, а не перекус.

Для примера органичной и неорганичной обстановки. Вот у меня замечательная ваза, осталась от бабушки. Бабушка жила в Пензе, а именно в этой местности, в Никольском районе было огромное производство «Красный гигант». Эта ваза оттуда. Я ее поставила на открытую полку у себя в деревянном доме. Казалось бы, видное место. Ан-нет! Стены — темные, свет в комнате — приглушенный. Ваза сразу потухла. Сделала там фото под светом — и даже так не тот эффект! Буду перевозить в квартиру.

P/S/ Вам точно не стоит заморачиваться на тему «у меня деревянный сруб, мне не подойдет сервировка с цветным стеклом». Праздничный сервированный стол воспринимается как отдельный элемент интерьера. Вокруг может быть что угодно (например, просто дача), а стол сервирован как в городской квартирке — скатерть, хрусталь, три ряда приборов и т.п. Это все ок!

Но если смотреть широко на интегрирование цветного цветного авторского стекла в интерьер (и уж тем более — на специальные покупки), учитывайте общий стиль вашего дома. Тогда вы сможете использовать вещи по-разному и часто: хоть на столе, хоть в открытом хранении, хоть в декоре, а не только в редких сервировках.

4 шаг. Расположение предметов в общей сервировке стола. Вот тут настоящая игра! Если есть желание «подсветить» изделие, можно добавить цветной контрастной еды и поставить ярких соседей. Смотрите, как сочетается бордо винегрета с кобальтовой ножкой! Здесь цвета одной насыщенности, поэтому они гармоничны.

К слову, умение сочетать цвета и формы и понимать (не просто чувствовать, а именно понимать головой) принципы гармонии — это супер востребованный навык для домашнего хозяйства. Хозяйки, у которых получается красиво «из ничего», которые словно видят предметы из разных частей дома и вдруг собирают их в неожиданно эффектную композицию, просто пользуются этими законами гармонии (интуитивно или осознанно).

Например, цвета могут сочетаться по насыщенности, яркости или температуре. А формы — по размерам, расположению или соотнесенности друг с другом. И так далее,  есть много нюансов. Это работает в организации шкафа, организации порядка на открытых поверхностях, в настройке эстетики хранения и декора, да и в целом в обустройстве дома. Возможно, я как-нибудь сделаю серию уроков про это. Интересно? 

В чем ценность советской посуды?

Цветная стеклянная посуда СССР имеет не только эстетическую или прикладную ценность. Это часть культурного наследия нашей страны, которое вдохновляет на создание новых традиций, в современном доме и современном интерьере.

Эти супер-качественные, часто авторские вещи сейчас не особо «модные» лишь потому, что такое было у всех.  А еще они не имеют великолепного маркетинга и коллекционной востребованности, как у Cristal d’Arques Paris, Baccarat или Lalique.

Будьте внимательны и обратите внимание на стоимости. Это все актуальные цены из ЦУМа, с сайтов продажи муранского стекла. Они там в тысячах и миллионах!

образцы муранского стекла
ваза Lalique
актуальные цены на посуду Baccart в ЦУМе
для сравнения. Похожа на муранскую вазу с первого фото?

Печальный факт в том, что в отличие от зарубежных коллег, именитых фабрик СССР больше нет. Нет тех производств, мастеров, объемов, технологий, мощностей. Это все — уже только часть истории. За локальными исключениями. 

Что остается возможным? Думаю, САМОЕ ценное И УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ сейчас — это возможность микса старого и нового, возможность современной интерпретации и включения в быт вещей высочайшего качества, которые еще сохранны и могут служить! Коллекционирование таких изделий не только интересно, но пока еще — реально доступно. Еще немного лет — и это все точно подорожает.

То, что есть сейчас у нас дома, на Авито и блошиных рынках — слишком привычно, чтобы осознать, что это — роскошь качества, истории и культуры. Но это она.

Что до меня, я гораздо больше практик, чем коллекционер. Уверена, что практическое использование этих особенных вещей — особенно, если они у вас есть! — лучшее решение.

Ведь задача современной жизни, современной хозяйки - не "вспоминать старое" (даже с удовольствием от погружения в историю и культуру), а поднять уровень своего сегодняшнего быта на новую эстетику.

Вот моя недавняя покупка: чешская фруктовница (она же салатница), 1000 руб, Авито. Это тоже вещь родом из 60х, тяжеленная. Она была явно в регулярном пользовании (на поверхности есть мелкие-мелкие царапины, которые из-за высокого качества стекла никак не нарушают цвет). Она до сих круто выглядит! 
 

Стоило ее отмыть (в рельефном основании был налет старой грязи по завиткам роз) — и о чудо, она засияла как новенькая! И отлично сослужила в новогодней сервировке: классическое сочетание красного и зеленого — главные цвета праздника.

 

Какие преимущества делают посуду хорошей идеей для винтажной покупки или сохранения?

  • Удивительные красивые и вариативные цвета: от насыщенных до нежных пастельных оттенков, от однотонных изделий до цветовых миксов всех ладов.

Можно классно «дособрать» свой интерьер: абсолютно реально вписать новую покупку в имеющуюся цветовую гамму или стиль посуды, выбрать изделие «под вас»

  • Разнобразие функций: бокалы, салатники, конфетницы, вазы, пепельницы и мнооооого всего еще.

Можно легко найти полезное. Я всегда за функциональность вещей, поэтому люблю покупать то, что реально будет РАБОТАТЬ у меня в хозяйстве, а не стоять в коллекционной глубине шкафа

  • Доступная цена или бесплатность: может, есть прямо у вас дома, в бабушкином или мамином шкафу?

Вспомните, как это здорово — пользоваться качественным, а не разовым.

Выбирать эстетически выверенное и созданное в русле традиций и культуры своей страны, слвоими мастерами, а не типовое случайного завода.

Почувствовать, как это роскошно — есть из красивого, а не из «быстрого».

Возможно, это и есть новая роскошь. Причем, если мерить деньгами, пока роскошь абсолютно доступная.

Посмотреть еще по теме:

Ближайшие мероприятия

error: Content is protected !!
Мы используем cookie-файлы, чтобы сайт лучше работал. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять